При Президенте РФ образован Совет по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 2018 — 2027 годы в РФ объявлены Десятилетием детства.

Ряд мер в рамках Десятилетия детства уже реализуется с 1 января 2018 года. В частности, приняты федеральные законы о выплатах семьям при рождении первого и второго ребенка, продлен срок действия материнского капитала до 31 декабря 2021 года и расширены возможности его использования, установлены правила субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми и т.д.

В соответствии с Указом распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р утвержден План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства

В целях реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, подготовки предложений Президенту Российской Федерации по ее совершенствованию, осуществлению общественного контроля за выполнением планов мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства 19 ноября 2018 года Президент подписал Указ N 662, которым создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

К задачам Совета относится:

— координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в данной сфере, а также с выполнением указанных планов мероприятий;

— осуществление общественного контроля за выполнением таких планов;

— подготовка предложений Президенту РФ по совершенствованию государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. Решения Совета принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании.

Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от указанных органов, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

— заслушивать на своих заседаниях должностных лиц указанных органов, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

— привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе

Право на получение пособия по безработице имеют все граждане официально признанные нетрудоспособными

Согласно положениям Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» право на получение пособия по безработице имеют все граждане, официально признанные нетрудоустроенными.

В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная — 4900 рублей. Указанные величины пособия по безработице были установлены в 2009 году и с тех пор не повышались.

Однако, с 1 января 2019 года, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная — 8000 рублей.

Постановлением установлена также максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей для лиц предпенсионного возраста (с 1 января 2019 года — это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Оформить выплаты можно в Центре занятости по месту постоянной регистрации.

Само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки

Право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан по оплате жилого помещения.

По общему правилу такие меры социальной поддержки предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. То есть суду необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности.

Кроме того, при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.

Данная правовая позиция подтверждена Верховным судом РФ при рассмотрении дела о признании незаконными действий по приостановлению и прекращению выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, возобновлении выплаты компенсации (определение от 12.03.2018 № 36-КГ17-14).

Согласно обстоятельствам дела истец является инвалидом 2 группы. Ранее предоставляемая мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была приостановлена, поскольку имелась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В качестве правового основания для приостановления предоставления названной меры социальной поддержки указаны положения Порядка предоставления на территории субъекта РФ мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов.

Верховный Суд с решением не согласился, указав, что нормами регионального законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Судами также не установлен достоверный период образования долга.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату.

Таким образом, отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

 Уголовная ответственность за хищение с банковских карт и банковских счетов

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие усиление ответственности за хищение средств сбанковского счета, а также электронных денежных средств.

Теперь, за хищение денег с чужих банковских карт и счетов, независимо от суммы, можно будет угодить в места лишения свободы.

В первую очередь новый закон нацелен на борьбу с кибермошенничеством и киберворовством, объемы которых растут параллельно с распространением безналичных денежных расчетов в повседневной жизни.

Часть 3 статьи 158 (кража) и часть 3 статьи 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации) Кодекса дополнены новым квалифицирующим признаком.

Отныне кража с банковского счета, а равно электронных (безналичных) денежных средств, мошенничество в сфере компьютерной информации (такое как вмешательство в функционирование программных продуктов, компьютеров, смартфонов, серверов и т.п., позволяющее виновному или иному лицу незаконно завладеть чужим имуществом или приобрести право на него), независимо от размера причинённого ущерба, отнесены к категории тяжких преступлений и наказываются вплоть до лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Объектом этих преступлений является частная, государственная, муниципальная, иная собственность, по отношению к которой осуществлено преступное посягательство.

Объективная сторона указанных преступлений заключается в противоправном безвозмездном изъятии и (или) обращении чужого имущества в пользу виновного или иных лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, а для мошенничества к тому же еще и в противоправном приобретении права на чужое имущество.

Квалификация преступных действий зависит от способа хищения.

Так, кража предполагает тайный способ хищения, а мошенничество в сфере компьютерной информации совершается в результате обмана путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей.

Субъективная сторона хищения характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения кражи 14-летнего возраста, а мошенничества – 16-летнего возраста.

Преступления считаются оконченными с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб.

Расследование уголовных дел данной категории отнесено законодателем к компетенции следователей органов внутренних дел.

Сокращен срок принятия решения о выдаче сертификата на материнский капитал

Федеральным законом от 30.10.2018 года № 390-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал сокращен до 15 дней. Ранее на принятие такого решения отводился месяц со дня приема заявления.

Также, согласно внесенным изменениям, срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае не поступления в установленный срок запрашиваемых территориальным органом ПФР сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом ПФР не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Кроме того, с четырнадцати до пяти дней сокращен срок рассмотрения запросов территориального органа ПФР, направленных в соответствующие органы при рассмотрении заявления о выдаче сертификата.

Изменения вступили в силу 11 ноября 2018 года.

Фиктивная постановка на учет иностранных граждан (лиц без гражданства) в нежилом помещении уголовно наказуема

До внесения изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность наступала в случае фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.11.2018 №420-ФЗ в статье 322.3 Уголовного кодекса РФ исключено наименование слова «в жилом помещении». Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания).

Также новым является то, что состав данного преступления образуют действия по постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Интернет-мессенджеры с мая 2019 года будут проверять абонентские номера своих пользователей

Во исполнение положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановлением от 27.10.2018 № 1279 утвердило Правила идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями.

Указанные Правила регламентируют процедуру проверки «привязки» учетных записей пользователей к их абонентским номерам.

Так, для подтверждения абонентского номера пользователю будет предложено совершить действия с использованием этого номера, позволяющие достоверно установить, что он использует сообщенный абонентский номер при регистрации в мессенджере. Мессенджер будет запрашивать у оператора связи сведения о наличии или отсутствии в базах данных об абонентах информации об определенном пользователе. На предоставление указанных сведений у оператора связи будет 20 минут с момента получения запроса. Причем, если в указанный срок мессенджер не получит положительного ответа, то идентификация будет считаться непройденной.

Если абонент сменит оператора, или изменятся сведения о нем, то соответствующая информация будет направляться мессенджеру в течение суток, после чего он будет проводить повторную идентификацию в течение 20 минут с момента получения соответствующего уведомления.

Постановление Правительства РФ от 27.10.2018 № 1279 вступит в силу с 6 мая 2019 года.