Прокуратурой Ленинского района в ходе надзорных мероприятий выявлен факт несвоевременной выплаты  заработной платы  работникам муниципальных унитарных предприятий «Теплотехник» и «Тепловодснаб».

Установлено, что руководство предприятий не выплатило 108 работникам заработную плату за декабрь и частично за ноябрь 2018 года на общую сумму более 2,9 млн. рублей.

В связи с этим, прокуратурой района в адрес директора предприятий внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства и потребовано принять меры к погашению задолженности по зарплате.

Кроме того, в отношении МУП «Тепловодснаб» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), в отношении МУП «Теплотехник» по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата заработной платы лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение). Материалы проверки направлены мировому судье и в государственную инспекцию труда в ЕАО для рассмотрения по существу.

В настоящее время проверочные мероприятия продолжаются.

А также…об изменениях в законодательстве:

Новые дорожные знаки

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1478 от 04.12.2018 в целях развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.

Так, согласно постановлению появился новый термин и знак «Велосипедная зона». Этот знак запрещает движение автомобилям  в зоне со скоростью более 20 км/ч. Кроме того, в зоне действия этого знака пешеходы получат право переходить дорогу в любом месте, кроме мест с четким запретом такого перехода. Велосипедисты смогут в указанных зонах передвигаться по всей ширине дороги.

Также внесены изменения, предоставляющие право представителям  таможенных служб останавливать и досматривать транспортные средства. Указанные права предоставлены исключительно в зоне юрисдикции таможенных служб. Такие зоны должны быть обозначены специальным знаком «Таможня».

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 14 декабря 2018 года.

К вопросу о компенсации расходов на оплату взносов на капремонт

Федеральным законом от 22.01.2019 № 1–ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации» указанная статья дополнена частью 4, касающейся порядка предоставления компенсации расходов на оплату взносов на капремонт.

Согласно данной статьи закона, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждениям запрещается требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Информацию о наличии задолженности органы получают от регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в установленном законом порядке.

Региональный оператор, а также владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Закон  вступил в силу 22 января 2019 года.

Особое право на обучение в вузах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С 5 января 2019 года вступили в силу изменения, которые внесены Федеральным законом от 25.12.2018 № 497-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

До 1 января 2021 года продляется срок действия нормы, устанавливающей право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также ветеранов боевых действий, на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Кроме того, скорректирован перечень направлений, которые устанавливаются Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса продлен до 31 декабря 2020 года

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ввел с 01.01.2019 до 31.12.2020 новый период «надзорных каникул», то есть запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Новый период моратория на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса распространяется на виды государственного контроля (надзора), которые не перешли на риск-ориентированный подход, а также на все виды муниципального контроля.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

Также в число исключений входят:

— плановые проверки лиц, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения, или к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;

— проверки по лицензируемым видам деятельности;

— проверки по ряду видов федерального государственного контроля (надзора), включая надзор в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за обеспечением защиты государственной тайны, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, надзор в области использования атомной энергии, государственный пробирный надзор.

Отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями, установленными ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Вступил в силу закон об ответственном обращении с животными

Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к содержанию животных их владельцами, обязанности владельцев приютов для животных, предусмотрен общественный контроль в области обращения с животными, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными.

Согласно документу к общим требованиям к содержанию животных их владельцами в первую очередь относится обеспечение надлежащего ухода за животными.
При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Определено, что приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными, а их владельцами могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. Приюты должны размещаться в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством РФ.

Законом введены требования, обязательные к соблюдению при отлове животных.

Введен запрет на производство, показ и распространение фото- и видеоматериалов с жестоким обращением животных везде, в том числе в сети. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными. Вне закона объявляются бои между животными и другие развлечения, связанные с нанесением им повреждений и увечий.

Предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года.

Начало действия закона – с 27.12.2018 (за исключением отдельных положений).

Виды ответственности за незаконное увольнение, в том числе за увольнение работника предпенсионного возраста

Работодатель самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала). Однако это право не может быть использовано произвольно.

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником при наличии для этого законного основания и соблюдении установленного порядка. В тех случаях, когда трудовой договор с работником расторгнут незаконно, работник подлежит восстановлению на прежней работе. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, определены  ст. 419 Трудового кодекса  РФ (дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность).

Так, работодатель, вследствие незаконного расторжения с работником трудового договора, обязан возместить ему неполученный средний заработок (ст. 234 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в случае незаконного расторжения трудового договора с работником в его пользу судом может быть взыскана денежная компенсация морального вреда (ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

Помимо этого, незаконное расторжение трудового договора с работником может являться нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влекущим за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Необоснованное увольнение отдельных категорий работников, нуждающихся в особой социальной защищенности в сфере труда, может повлечь за собой наступление уголовной ответственности.

Так, необоснованное увольнение с работы лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, как установлено ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ, влечет за собой уголовную ответственность в виде штрафа либо обязательных работ.

Ответственность физических лиц за сдачу жилья без уплаты НДФЛ

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ доходы, полученные физическими лицами от сдачи в аренду жилья, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

С полученных доходов арендодатели обязаны заплатить НДФЛ по ставке 13%, если физическое лицо является резидентом Российской Федерации. Налог необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующим за годом получения дохода. А представить декларацию – не позднее 30 апреля (п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность физического лиц по самостоятельному исчислению и уплате налога прописана в подп. 1 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление декларации по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со дня, когда декларация должна быть представлена. Размер штрафа ограничен 30% указанной суммы и не может быть менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение ведения такой деятельности без регистрации. При этом штраф не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации). В отдельных случаях при сдаче в аренду помещений деятельность физического лица могут признать предпринимательской и доказать это в судебном порядке.

Новые обязанности работодателей в части содействия занятости инвалидов

Вступили в силу поправки в Закон о занятости населения в части установления гарантии по сопровождению при содействии занятости инвалидов (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Под данной процедурой понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Закон предусматривает и участие работодателя в предоставлении данной гарантии. Так, в силу статьи 25 Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, помимо прочего, на основе осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе:

— формирования с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя;
— оборудования (оснащения) для него рабочего места;
— обеспечения для него доступа в необходимые помещения;
— оказания помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому;
— определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида;
— предоставления при необходимости помощи наставника.

Институт наставничества в рамках сопровождения при содействии занятости инвалидов подробнее раскрывается в п. 7 ст. 13.1 Закона.

Согласно указанной норме работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида:
содействуют ему в освоении трудовых обязанностей;
вносят работодателю предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) его рабочего места.

Военная подготовка и обучение граждан

С 31.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования», направленный на повышение эффективности обучения граждан в структурных подразделениях военной подготовки при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования

Предусматривается создание взамен существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах — учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр), единых структурных подразделений — военных учебных центров.

Регламентирована процедура обучения граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.

Устанавливается, что гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном вузе, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования.

Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном вузе, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший конкурсный отбор, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении в военном учебном центре при вузе по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.